Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №202. II–2014

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №202. II–2014

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2014
Число страниц: 264
Переплет: мягкий
Иллюстрации: есть
ISBN: ISSN 0767-7294
Размер: 240×140×11 мм
Вес: 280 г.
Голосов: 9, Рейтинг: 3.54
210 р.
Оставить отзыв

Описание

В 202 выпуск «Вестника РХД» вошли следующие материалы: лекция свящ. Павла Адельгейма; письма прот. Александра Меня писателю Марку Поповскому; слово митроп. Антония Сурожского, произнесенное в Шартрском соборе, а также несколько докладов с 4-й международной конференции, посвященной его наследию; материалы, посвященные 100-летию со дня смерти Шарля Пеги; статья Ольги Раевской-Хьюз «О православии и культуре (В трудах архиеп. Иоанна Шаховского)»; письма И.А. и Т.П.Лаговских А.В.Морозову и др.




СОДЕРЖАНИЕ


Среди острых проблем сегодняшнего дня — Н.А.Струве

БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ

Памяти владыки Гавриила Команского — Н.А.Струве
Проповедь архиепископа Гавриила в день Пасхи 2012 г.
Памяти отца Михаила Шполянского — Н.А.Струве
Святость: таинство неожиданности — Афанасий Н.Папафанасиу
Итоги 90-летнего пути Российской Церкви от Священного Собора 1918 года до Архиерейского Собора 2008 года (лекция, прочитанная на съезде РХД в 2012 г.) — свящ. Павел Аделъгейм
Презрение к святости — С.С.Бычков
Связь времен. Письма протоиерея Александра Меня писателю М.А.Поповскому — публ. С.С.Бычкова
Встреча. Слово, произнесенное в Шартрском соборе — митроп. Антоний Сурожский

     О владыке Антонии Сурожском
Видеть задание Божие — игумен Петр (Мещеринов)
Видеть, смотреть, не отворачиваться — А.Шмаина-Великанова

Николай Афанасьев (1893–1966). Биографический очерк — М.Н.Афанасьева

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

      К столетию со дня смерти Шарля Пеги
К столетию со дня смерти Шарля Пеги, погибшего на фронте под Парижем 3 сентября 1914 г. — Н.А.Струве
Из поэмы «Ева» — перевод Н.А.Струве
О православии и культуре (В трудах архиепископа Иоанна Шаховского) — О.Раевская-Хъюз
Из цикла поэм «Ветроград веры» (поэтические размышления) — о.Герасим (брат Иоанн)
Стихи — О. Шульчева-Джарман

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

У истоков русской эмиграции: Письма Юрия Никольского к Алексею Струве — публ. и прим. Н.А.Струве
Письма И.А. и Т.П.Лаговских А.В.Морозову — публ. У.Гутнер
Воспоминания о наставниках — о.Михаил Фортунато

В МИРЕ КНИГ

«То, что нужно помнить»А.Медведев
Драгоценные логосы имен — А.Медведев
Святая гора Бориса Зайцева — В.Леонидов


ОБЗОР НОМЕРА


Источник: vestnikrhd.wordpress.com

Н.А.Струве Номер открывается небольшой редакционной статьей «Среди острых проблем сегодняшнего дня». В ней главный редактор «Вестника» Н.А.Струве делает несколько замечаний к недавнему обсуждению вопроса о гомосексуализме среди епископата Московской патриархии. Обсуждение в самой патриархии ограничилось, правда, лишь блогами. Церковные власти не сочли нужным прокомментировать разоблачения случаев гомосексуализма в епископате РПЦ и ее семинариях. Никита Алексеевич рассуждает в своей заметке о христианском отношении к гомосексуализму как таковому.
Архиепископ Гавриил (де Вильдер) Далее в номере помещен некролог владыке Гавриилу Команскому. Архиепископ Гавриил (де Вильдер) был фламандцем по происхождению и католиком по крещению, выпускником Лувенского университета. Он присоединился к православию в молодости и управлял Архиепископией русских православных церквей Западной Европы (Русским экзархатом) в течение девяти лет, оставив по себе благодарственную память. «Нами правил, — пишет автор некролога Н.А.Струве, — человек глубокой веры и подлинной человечности.» За некрологом следует проповедь владыки Гавриила на Пасху 2012 г.
Другой некролог, написанный также главным редактором журнала, посвящен одному из самых замечательных священников РПЦ последних десятилетий — отцу Михаилу Шполянскому. Уроженец Петербурга и житель украинского Николаева, отец Михаил был автором нескольких популярных книг о христианстве и церковном воспитании. Со своею женой они усыновили и удочерили 11 приемных детей. Автор некролога вспоминает о своем знакомстве и дружбе с этим деятельным проповедником христианства, о его сотрудничестве с «Вестником». За одну из статей, напечатанных в «Вестнике» в 2004 г., отец Михаил подвергся преследованиям со стороны своего епископа.
Некрологи владыке Гавриилу Команскому и отцу Михаилу Шполянскому служат вступлением к сквозной теме номера — теме современной святости. Ее продолжает статья редактора афинского богословского журнала «Синтакси» Афанасия Папафанасиу «Святость: таинство неожиданности». Она представляет собой выступление автора на организованной РСХД в 2012 г. конференции о святости сегодня. Автор пытается привлечь внимание к тому, что Господь являет святость в своих людях самым неожиданным образом. Святость — нарушение естественного порядка вещей, которое может совершенно не укладываться в наши представления о ней. «Святость, — между прочим замечает автор, — далеко отстоит от буржуазной этики».

Статья исповедника отца Павла Адельгейма — одна из последних работ этого большого человека, которому в своей богатой событиями жизни пришлось сталкиваться как со святостью, так и с мерзостью. В основе статьи лежит доклад, прочитанный на одном из последних съездов РСХД, и в некоторой неровности текста чувствуется отпечаток устной речи. Статья отца Павла чрезвычайно жесткая. Трагически погибший год назад автор, узник совести советских времен, подводит итоги развития РПЦ от 1918 до 2008 г. Он считает программным документом нынешней РПЦ печально известную Декларацию митрополита Сергия и говорит об абсолютной неизжитости сергианства руководством РПЦ. «Усовершенствовать современное устройство РПЦ нельзя, — заключает отец Павел. — Принципы «сергианства» противоречат природе Церкви. Их нельзя усовершенствовать. Их можно осудит и упразднить. Удивительно, как Зарубежная церковь после столетнего противостояния «сергианству» приняла идеи Декларации, осуществленные в устройстве РПЦ МП.»

В декабре 2012 г. из списка святых Московского патриархата было вычеркнуто 36 новомученников. В причинах этого беспрецедентного по своим обстоятельствам события пытается разобраться историк Сергей Бычков в своей статье «Презренье к святости». Кулуарно причиной деканонизации, совершенной по-чиновнически, «в административном порядке» (а канонизированы эти святые были Архиерейским собором 2000 г.), называется тот факт, что новопрославленные, как выяснилось, оговорили кого-то на допросах. Автор замечает, что людям знакомым с жанром протокола допросов сталинских времен известно, что к этим документам нужно подходить с крайней осторожностью: они попросту так или иначе фабриковались. Как подтверждение этого факта он публикует воспоминания прихожанки московских храмов М.В.Тепниной о том, как ее допрашивали в 1940-е годы на Лубянке, и сохранившиеся протоколы ее допросов.

Также Сергей Бычков публикует шесть писем отца Александра Меня писателю Марку Поповскому. Он предваряет публикацию биографической заметкой о писателе. Марк Поповский — автор известной книги об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком). Во время работы над книгой Александр Мень выступал как бы консультантом автора по церковным вопросам. Благодаря работе над книгой и общению с отцом Александром, атеист, правозащитник и диссидент Поповский пришел в последние годы своей жизни к христианству.
В номере опубликована подборка материалов, посвященных митрополиту Антонию Сурожскому. Она начинается переводом слова самого владыки, которое было произнесено по-французски в Шартрском соборе в 1970 г. Митрополит Антоний говорит на одну из своих излюбленных тем — о встрече. О встрече человека с Богом, человека с человеком и разделенных христиан друг с другом.

В выступлении на прошедшей в 2012 г. конференции о наследии митрополита Антония игумен Петр (Мещеринов) рассуждает об особенностях нынешней ситуации в Русской церкви. По его мнению, 25 лет свободы как бы продолжили отнимать у христиан те внешние «подпорки», которые много столетий поддерживали внешние рамки церковной жизни. В этом, по мнению игумена Петра, нужно видеть задание Божие. Время требует от христиан личного общения со своим Богом. И здесь важно наследие владыки Антония, который учил людей не усвоению церковной «субкультуры», но ставил их перед Христом и евангелием.

В другом выступлении Анна Шмаина-Великанова, отправлясь от одной из бесед владыки, полагает, что у него можно учиться смотреть, видеть и не отворачиваться от нынешней церковной реальности.

В номере опубликована краткая биография одного из самых замечательных и оригинальных богословов 20-го столетия отца Николая Афанасьева. Биографический очерк написан его женой Мариамной Николаевной и впервые был напечатан в в 1969 г. во французском православном богословском журнале Contacts. На данный момент это наиболее полный источник биографических сведений об отце Николае на русском языке. Вот несколько отрывков из очерка:

«Николай Афанасьев родился в Одессе, городе столь красивом, столь причудливом, где смешаны народы и культуры, столь средиземноморском и столь западном … Не отсюда ли чрезвычайная сложность натуры Николая Афанасьева, человека весьма средиземноморского по облику и характеру, весьма западного по мышлению и так глубоко, так очевидно русского сердцем?»

«Потрясенный до глубины души тем, что разразилась война, Николай Афанасьев ухватился, если можно так сказать, за алтарь («Я хотел быть ближе к Богу», — сказал он) и, наконец, принял священство. В день Собора Богородицы, 8-го января 1940 г., отец Сергий и отец Киприан, духовный отец и друг молодости, провели его вокруг алтаря. Литургия дала новому священнику новое вдохновение, новый импульс. И, когда зимой 1940–41 гг., он вновь оказался беженцем в Сен-Рафаэле, вновь в трудном положении (но в этот раз с семьей), он начал — вновь за кухонным столом — труд своей жизни, вдохновленный знаменитой фразой «Ecclesia non est numerus episcoporum, sed Spiritus Sancti» (Церковь — это не собрание епископов, но Церковь Духа Святого). Посреди потоков ненависти и всеобщего распада начал он этот гимн, славящий Церковь Духа Святого, в которой все, — «всегда все и всегда вместе», — все служа Богу и всем, составляют подлинное Тело Господа.»

«Несколькими часами позже, он попросил свою жену открыть шторы, чтобы видеть небо. «Небо, небо,» — повторял он. Маленький кусочек голубого неба показался посреди черных туч парижской зимы, осветившейся скупым лучиком солнца. Напомнил ли он отцу Николаю сияющее солнце его детства, залитую светом ширь его родной степи, бескрайнюю голубую черноту его милого Черного моря? Или, скорее, он узнал в нем отблеск Того, кого он всегда столь сильно любил, — Единственного Солнца Любви, нашего Господа Иисуса Христа?
Смерть и Время царят на Земле, —
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь Солнце Любви.
(В. Соловьев)»
Воспоминаниями о своих наставниках — преподавателях Свято-Сергиевского богословского института — делится протоиерей Михаил Фортунато, много служивший в Сурожской епархии в годы, когда ею управлял митрополит Антоний. Отец Михаил учился в Институте в первой половине 1950-х гг. – в эпоху, которую теперь, глядя в прошлое, можно считать одним из периодов цветения Интитута. Очерк Михаила Фортунато включает зарисовки об архимандрите Киприане (Керн), М.Н.Осоргине, А.В.Карташеве, еп. Кассиане (Безобразове), отцах Василий Зеньковском и Николае Афанасьеве.

«При предельной скудости средств, — заканчивает автор свои заметки, – мои наставники свидетельствовали перед всеми приходящими на Сергиеву горку в Париже об исключительном горении их духа. Потеряв земную родину, они на чужбине обретали небесное отечество и вели нас, студентов, бескорыстным служением к познанию Христовой истины. Поминаю их сегодня как Божьих праведников.»
«Вестник» продолжил публикацию материалов, связанных с жизнью новопрославленного святого Ивана Аркадьевича Лаговского. В 2012 г. его в числе 11 эстонских новомучеников причислил к лику святых Константинопольский патриархат. Вместе с Н.Н.Зерновым, Лаговский был первым соредактором «Вестника», а с 1934 по 1939 г. возглавлял РСХД в Прибалтике.

На этот раз опубликованы письма Лаговского и его жены, Тамары Павловны, А.В.Морозову, председателю РСХД во Франции в 1928–1936 гг. Они дают представление об атмосфере Русского студенческого христианского движения в Прибалтике в хрупкие предвоенные годы, о горении, в котором жили супруги Лаговские и которое они стремились поддержать в юных движенцах. 

В 1940 г. вскоре после «добровольного присоединения» Эстонии к «братской семье советских народов» Иван Лаговский был арестован, подвергнут пыткам и расстрелян в Ленинграде. Предположительно он похоронен вместе с тысячами других жертв репрессий на кладбище Левашово под Петербургом.

Напомним, что в 2007 г., находясь в Таллине, главный редактор «Вестника» Н.А.Струве обратился с просьбой о канонизации Лаговского, а также Николая Пенькина и Татьяны Дезен к обоим местным епископам – русскому митр. Корнилию и греческому митр. Стефану. Оба они адресовали эту просьбу своим предстоятелям. Однако, как стало известно несколько позже, в 2010 г. московский патриарх Кирилл решительно отказал Корнилию в канонизации под ставшим с тех пор стандартным предлогом, что на допросах расстрелянные новомученики оговорили себя и других. В передовой статье 201-го номера «Вестника» его главный редактор заметил: «Это неподтвержденное никакими цитатами из допросов обвинение за подписью патриарха звучит по меньшей мере странно (чтобы не сказать чудовищно)». Допросы Лаговского опубликованы в 171-м номере «Вестника» и свидетельствуют лишь о стойкости и мужестве новомученика.