Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Новости за год:
2006,  
2007,  
2008,  
2009,  
2010,  
2011,  
2012,  
2013,  
2014,  
2015,  
2016,  
2017,  
2018,  
2019,  
  все

Муратов и Восток



В конце октября 2018 года в Москве праздновалась знаменательная юбилейная дата – столетие Музея Востока, основанного в октябре 1918 года по инициативе моего двоюродного деда Павла Павловича Муратова. Это важная дата в истории культуры не только Москвы, но и всей России, в большой степени и географически, и исторически принадлежащей к Азии и глубочайшими корнями связанной с разнообразием восточных культур. Это дата рождения нового важнейшего Музея в Москве, музея «Арс Азиатика», который без Павла Павловича, возможно, и не был бы создан, а если бы и был, то позже, и в иных формах. Эта дата чрезвычайно важна и для памяти Муратова, и представляет собой важную веху в деятельности Международного Научно-исследовательского Центра Павла Муратова, стремящегося выявить и подчеркнуть первостепенную роль П.П.Муратова в русской культуре первой половины ХХ века. 
    Открытие Италии для широкой культурной русской публики, открытие эстетической ценности древнерусской живописи и иконы, открытие для России нового современного искусства – представляют собой важнейший пионеристический вклад Муратова в русскую культуру. Я не буду лишний раз напоминать о необычайном разнообразии полей приложения творческой энергии Павла Павловича, его «многополярности», по выражению Дмитрия Владимировича Сарабьянова. Писатель, художественный критик, военный историк, журналист, драматург, эссеист, переводчик, издатель, художественный эксперт, собиратель – таковы основные стороны многосторонней деятельности этого брызжущего энергией таланта, человека всегда увлеченного, создающего и осуществляющего всевозможные культурные проекты, и, при всей своей многосторонности, не являющегося дилетантом ни в одной из сфер своей деятельности, но достигающего в каждой из них высокого профессионализма.       
    Муратов не был специалистом по восточной культуре строго говоря. Но при этом восточная тема, Восток, занимают совершенно особенное место в его творчестве. Интерес к Востоку возникает у Муратова в ранней юности, и больше уже никогда не выпадает из поля его зрения.
      Известные сочинения П.П.Муратова о восточной истории и культуре четко разделяются по своей тематике на две категории: военная тема, с одной стороны; вопросы культурного наследия, в частности, художественной культуры, с другой, и в последней, как собственные впечатления о культуре Востока, так и рецензии на издания и книги о восточном искусстве.


Читать полностью

Памяти Баяры Артемьевны Арутюновой



Жизнь Баяры Артемьевны во многом воплотила тяжелые испытания, выпавшие на долю ее поколения, выросшего в СССР. Арест и расстрел отца, арест матери, пребывание на оккупированной территории, бегство в Германию, а потом в США. Но все пережитое никак ее не озлобило, эта удивительная женщина тепло и светло относилась к людям. И окружающие всегда платили ей за это любовью и уважением. Недаром среди ее самых близких друзей были Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, замечательный историк Михаил Карпович, филолог Дмитрий Чижевский и многие из тех, кого называли интеллектуальной элитой русской Америки.

Она была любимой ученицей легендарного лингвиста Романа Якобсона. Именно под его руководством Баяра Арутюнова защитила в Гарварде диссертацию «Лингвистические и стилистические проблемы порядка слов в русском языке». Баяра Арутюнова стала одним из самых известных преподавателей русской литературы в США и первой женщиной в Гарварде, получившей постоянный контракт.

Она была счастлива в личной жизни, ее муж, дирижер и ведущий скрипач Бостонского симфонического оркестра Виктор Яковлевич Манусевич также был одним из самых уважаемых представителей русской культуры в США.

В 2014 году для нашего издательства «Русский путь» Баяра Артемьевна и ее верная помощница Алла Мынбаева подготовили книгу воспоминаний «Недавно прошедшее». Читатели смогли оценить всю легкость пера писательницы и, главное, вместе с ней еще раз развернуть огромное полотно этой непростой, но такой достойной жизни. Мемуары имели большой успех и очень хорошую прессу.

Баяра Артемьевна любила Дом русского зарубежья им. А.Солженицына и передала в нашу библиотеку ряд очень интересных книг.

Он прожила долгую жизнь, больше века, и всегда служила своей Родине.

Светлая память!

Презентация издания «Александра Прегель: Автобиография души…»



В рамках научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы»
24 декабря 2018 года в 18 часов приглашаем на презентацию издания «Александра Прегель: Автобиография души: Воспоминания. Живопись. Графика» (составители Ю.Гаухман, А.Рюмин, автор предисловия Ю.Гаухман. М.: Русский путь, 2018).

Очередное заседание научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы» (руководитель М.А.Васильева) — совместная инициатива Дома русского зарубежья им. А.Солженицына и журнала «Наше наследие».

Встреча посвящена выходу в свет альбома работ выдающейся художницы русского зарубежья Александры Николаевны Прегель (урожденной Авксентьевой; 1907–1984). Ей было всего 10 лет, когда она с родителями покинула Россию. Жила в Париже и Нью-Йорке, широко выставлялась в 1920–1960 годах.

В 1937 году Александра вышла замуж за ученого, предпринимателя и общественного деятеля Бориса Юльевича Прегеля, брата известного литератора (писательницы и издателя) Софии Прегель. С этого времени она подписывала работы «Александра Прегель».

Художница выросла в русской эмигрантской среде, однако на всю жизнь сохранила связь с Родиной. Александра Прегель развила свой талант, занимаясь в студии Василия Шухаева и Александра Яковлева, в 1927 году она окончила Высшую национальную школу декоративного искусства в Париже. Большой удачей для ее творческого становления были занятия и общение с художниками русского авангарда Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. Как живописец Прегель проявила себя в различных жанрах — натюрморт, интерьер, городской пейзаж, портрет, фигуративная композиция. Особый интерес представляют созданные ею рукотворные книги.

В альбоме представлено более 150 произведений живописи и графики А.Н.Прегель, новые фотоматериалы и документы, связанные с ее жизнью, а также ее автобиографические заметки. Все материалы взяты из архива семьи Прегель, который в настоящее время хранится у Юлии Гаухман (США).

В семинаре примут участие:

- Юлия Гаухман (Иллинойс);

- Александр Алексеевич Рюмин (Москва);

- Наталья Ивановна Михайлова (Москва);

- Владимир Хазан (Иерусалим);

- Вера Владимировна Калмыкова (Москва) и др.

К семинару будет приурочена выставка архивных материалов из собрания Юлии Гаухман и работ Александры Прегель из собрания Валерия Дудакова.

Семинар ведет Мария Васильева.

Наш адрес: 
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

Презентация книги Валерия Байдина «Неподвижное странствие»




13 декабря 2018 года состоялась презентация книги Валерия Байдина (Франция) «Неподвижное странствие: повесть-воспоминание» (М.: Викмо-М, 2018).

Писатель, русский и французский культуролог Валерий Байдин — один из ярких представителей «поколения свободы», московских семидесятников. Его жизнь шла вдали от политической борьбы и вопреки едва ли не всем идеологическим запретам: сближение с литературно-художественной богемой, столичными хиппи, «эзотериками», богоискателями, священниками, порыв к «новой культуре», подпольные выставки, самиздат и неизбежные преследования за инакомыслие.

Последние два-три десятилетия советской эпохи по интенсивности духовных и художественных поисков сравнимы лишь с предреволюционными годами. Нонконформистская культура противостояла официальной утопии, предвещала неотвратимые перемены.

В ходе презентации прошло обсуждение темы, раскрывающей главное содержание книги: «Культурное пограничье 1970–1980-х: предчувствие будущего».

В презентации приняли участие:

- Алексей Юдин, историк-религиовед, телеведущий;

- Евгений Ермолин, член литературной академии (жюри) национальной премии «Большая книга», главный редактор интернет-журнала «Континент»;

- Владимир Мартынов, композитор, философ, писатель;

- Ирина Пронина, искусствовед, куратор экспозиций, ГТГ;

- Анастасия Гачева, литературовед, исследователь русского космизма.

Презентация сопровождалась мелодиями олд-рока, показом фотографий и фильмов, посвященных московскому андеграунду и видным деятелям «культурного пограничья». 

В издательстве «Русский путь» вышла книга Валерия Сергеева «Евгений Климов. Художник-реалист русского зарубежья. 1901–1990».



В издательстве «Русский путь» вышла книга Валерия Сергеева «Евгений Климов. Художник-реалист русского зарубежья. 1901–1990».

Таких людей, как Евгений Евгеньевич Климов, называют подвижниками. Всю свою жизнь он истово, можно сказать, самосжигающе, служил России и ее искусству. Реставратор, просветитель, иконописец, искусствовед, писатель. создатель мозаик — самые разные грани его таланта объединяла всепоглощающая любовь к утраченной Родине.

Климов принадлежал к «классической», первой волне эмиграции. Мальчиком он слышал обращение Врангеля к войскам на Графской пристани в Севастополе. Далее была Рига, потом Германия, Канада. За свою жизнь Евгений Евгеньевич издал более двадцати альбомов с литографиями, создал сотни портретов. Особенно он любил пейзаж, после него осталось множество работ с видами Печорского края, Пскова, Прибалтики, Чехии, Баварии, Канады, Палестины. Его перу принадлежат две книги и свыше 150 статей, посвященных русскому искусству.

Именно Климов расчистил и реставрировал знаменитый образ Спасителя, некогда приобретенный московским меценатом Сергеем Солдатенковым. Тысячи людей, проходящие на территорию Псковского Кремля к величественному Троицкому собору, понятия не имеют, что мозаичное изображение рублевской Троицы, встречающее их над главным входом, выполнено по эскизу Климова.

Перечислять все сделанное этим удивительным человеком, можно очень долго. Наш Дом русского зарубежья им. А.Солженицына проводил выставки, посвященные творчеству мастера. Сын художника, историк русской философии Алексей Евгеньевич Климов — добрый друг и даритель Дома. Издание этой книги, великолепно иллюстрированной и оформленной как альбом, сделано в лучших традициях российского книгопечатания. Текст подан в обрамлении множества иллюстраций. Так, как это любил сам Евгений Евгеньевич.

Автор книги — искусствовед Валерий Николаевич Сергеев, выпустивший в своей время прекрасную книгу о Рублеве в серии «Жизнь замечательных людей», к великому сожалению, ушел из жизни через несколько недель после окончания этой ставшей для него последней работы.

Выход книги, посвященной жизни и наследию Евгения Климова — вне всякого сомнения, большое событие в нашей культурной жизни.

Виктор Леонидов