Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Новости за год:
2006,  
2007,  
2008,  
2009,  
2010,  
2011,  
2012,  
2013,  
2014,  
2015,  
2016,  
2017,  
2018,  
2019,  
  все

Издательство «Русский путь» примет участие в Московской международной книжной ярмарке на ВДНХ



Издательство «Русский путь» примет участие в Московской международной книжной ярмарке, которая будет проходить с 7 по 11 сентября 2016 в павильоне №75 на ВДНХ.

Книги нашего издательства будут представлены на стенде В35 Дома русского зарубежья им. А. Солженицына.  

Время работы:
7 сентября с 13:00 до 20:00
8-10 сентября с 10:00 до 20:00
11 сентября с 10:00 до 19:00

Схема проезда: mibf.info/kak-popast

Открытие фотовыставки «По ту сторону. Неизвестные фотографии с оккупированных территорий СССР (1941–1944). К 75-летию начала Великой Отечественной войны»



16 июня 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына при поддержке Фонда поддержки и защиты соотечественников, проживающих за рубежом, открылась фотовыставка «По ту сторону. Неизвестные фотографии с оккупированных территорий СССР (1941­–1944). К 75-летию начала Великой Отечественной войны» из собрания Георгия Анатольевича Шепелева, преподавателя Национального института восточных языков и цивилизаций (INALCO, Париж).

В настоящее время коллекция, собранная Г.А.Шепелевым в ходе работы над исследовательским проектом по визуальным источникам Великой Отечественной / Второй мировой войны на советско-германском фронте, состоит уже из более пяти тысяч оригиналов снимков, подавляющее большинство которых никогда не публиковалось.

Фотографии, сделанные солдатами и офицерами Вермахта на советско-германском фронте и на оккупированной территории СССР, — уникальные свидетельства, представляющие огромную ценность: зачастую вопреки замыслу авторов, имеющих в виду пропагандистские цели, они отражают захватническую политику оккупационного режима, сопротивление Красной армии и партизан, Холокост, повседневную жизнь на оккупированной территории. Фотографии, показывая самые разные ситуации из жизни «маленьких людей» военного времени, нередко позволяют идентифицировать запечатленных на них лиц, по-новому увидеть события войны и оккупации, приблизиться к их более точному пониманию. Эти снимки дают также представление о мировоззрении солдат оккупационной армии — как большинства, поддерживавшего нацистский проект, так и тех, кто выражал в нем сомнения или отклонялся от канонов нацистской пропаганды. 

Выставку открыл директор Дома русского зарубежья В.А.Москвин: «Это небольшое, но очень важное дополнение к массиву документов, которые рассматривались на Нюрнбергском процессе, потому что сами оккупанты рассказывают о своей деятельности на оккупированной территории». Виктор Александрович выразил огромную благодарность Г.А.Шепелеву за его большой труд, а также поблагодарил Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, за помощь в проведении выставки. «Я надеюсь, — добавил он, — что эту выставку увидят не только посетители Дома русского зарубежья, но и люди в других городах и странах, — выставка этого заслуживает».

Старший советник Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Владимир Георгиевич Поздоровкин поздравил Дом русского зарубежья с открытием выставки и подтвердил, что фонд всецело поддерживает проведение таких проектов, основанных исключительно на документальных источниках. В.Г.Поздоровкин также отметил, что значимость выставки трудно переоценить — в том числе и при поиске потомками своих пропавших без вести родственников.

Автор выставки Георгий Анатольевич Шепелев рассказал об истории своей коллекции. Первая небольшая выставка фотографий состоялась три года назад, и с тех пор ученый постоянно занимается пополнением и научным описанием новых фотосвидетельств эпохи Второй мировой войны. Георгий Анатольевич призвал к собиранию — на государственном уровне — фотодокументов, еще сохраняющихся в частных собраниях. Он отметил, что кроме очевидной исторической ценности, связанной с изучением эпохи Второй мировой войны, эти фотографии могут стать важным источником информации о пропавших без вести — на снимках много портретов пленных советских солдат, партизан, просто жителей разрушенных деревень и городов, многие из которых позже были убиты. Каждую фотографию, если удается установить место, где она была сделана, Георгий Анатольевич отправляет в местные краеведческие музеи — и нередко оказывается, что это первая фотография деревни, тем более ценная, что после войны из-за разрушений облик местности совершенно изменился.

К открытию выставки Дом русского зарубежья выпустил двуязычный каталог фотографий с подробным научным комментарием Г.А.Шепелева на русском и французском языке.

Дом русского зарубежья благодарит Георгия Анатольевича Шепелева за уникальную возможность представить неизвестные фотодокументы по истории Великой Отечественной войны и надеется на продолжение сотрудничества по экспонированию выставки.

Выставка продлится до 31 июля 2016 года.

Светлана Дубровина 

Вечер памяти Никиты Алексеевича Струве



15 июня 2016 года, на сороковой день после кончины Никиты Алексеевича Струве, в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся вечер памяти этого замечательного ученого, просветителя, одного из учредителей Дома.

Встречу открыл и провел директор Дома Виктор Александрович Москвин. Он сказал об огромной роли Никиты Алексеевича в создании Дома русского зарубежья, о фундаментальном значении его личности, о том, каким праздником было общение с этим удивительным человеком. Виктор Александрович вспомнил о первой выставке «YMCA-Press» в Библиотеке иностранной литературы в 1990 году, говорил о мужестве, с которым Никита Алексеевич пошел на этот, тогда такой рискованный, шаг.

Затем собравшимся были представлены видеозаписи, запечатлевшие Никиту Алексеевича в разные годы его жизни. Ясная, удивительная речь, незабываемый облик снова, как это всегда было при его жизни, произвели большое впечатление на зал.

Дочь Никиты Алексеевича Меланья, специально прилетевшая из Парижа, показала на экране и прокомментировала старые фотографии Никиты Алексеевича. В их числе были и детские снимки, и фото свадьбы Никиты Алексеевича и Марии Александровны Ельчаниновой, счастливый союз с которой продолжался более шестидесяти лет.

Затем слово было предоставлено Наталии Дмитриевне Солженицыной. Она начала с того, что это не только значительная общественная, но и для нее очень личная потеря. Более полувека Никита Алексеевич был ближайшим другом ее и Александра Исаевича, часто приезжал к ним, когда они были в Америке.

Наталия Дмитриевна рассказала, что она и Александр Исаевич общались с Никитой Алексеевичем в брежневские годы по переписке, а после высылки Солженицына встретились почти сразу. Их объединяла любовь к России и всепоглощающая, несмотря ни на что, работа во имя ее блага. «Струве и его супруга Мария Александровна лично вычитали весь корпус текста “Архипелага ГУЛАГ”, чтобы только сохранить все в тайне», — напомнила Наталия Дмитриевна.

Она прочла фрагменты писем Никиты Алексеевича в Вермонт. В них было развернуто целое полотно коротких характеристик, которые Никита Алексеевич давал некоторым деятелям и литераторам периода Горбачева. Наталия Дмитриевна привела также выдержки из писем, которые Александр Исаевич отсылал Струве.

Лауреат премии Александра Солженицына, поэт Юрий Михайлович Кублановский говорил о том, каким глотком свободы были номера «Вестника РСХД» в годы застоя. Он рассказал, как его встретил Никита Алексеевич после высылки из СССР, и как это определило всю его дальнейшую жизнь.

Виктор Александрович, представляя очередного выступающего, вспомнил, с какой удивительной легкостью Никита Алексеевич преодолевал трудности, когда ездил по России представлять подаренные им книги. Об этом же говорил и Евгений Иванович Кузьмин, в свое время один из руководителей системы библиотек РФ.

Ромуальд Ромуальдович Крылов-Иодко, долгие годы возглавлявший Управление культуры Центрального округа Москвы, еще раз подчеркнул значение личности Никиты Алексеевича, сказав о том, что его уход — невосполнимая потеря для России.

Александр Ильич Музыкантский, бывший префект Центрального округа Москвы, также вспоминал незабываемые часы общения с Никитой Алексеевичем Струве. «Нам в те годы казалось, что мы, введя свободу слова и многопартийность, через пару лет заживем весело и счастливо. А Никита Алексеевич, как и Александр Исаевич, все видели неизмеримо глубже и знали, какие препятствия ожидают нашу страну. Но это ни на шаг не могло остановить их работу».

Дмитрий Петрович Бак, директор Государственного Литературного музея, размышлял о своего рода загадке, которую унес с собой Никита Алексеевич. «Всегда, и сегодня, когда смотрел эти кадры, я не мог отделаться от мысли, что Никита Алексеевич как будто говорит не все, что он может сказать по тому или иному поводу. Настолько глубока и проникновенна его речь», — сказал он.

Лауреат премии Александра Солженицына, писатель Алексей Варламов говорил о впечатлении, которое производил Никита Алексеевич. «Мне почему-то всегда виделась в нем офицерская стать, в нем были благородство и подтянутость, которые мы часто отождествляем с образом старого русского офицера».

Затем собравшимся были представлены уникальные аудиозаписи — звучал голос Никиты Алексеевича, вспоминавшего о своих встречах с Ахматовой во время ее приезда в Париж в 1965 году. Прозвучал и голос самой Анны Андреевны, читавшей «Реквием».

Бард и историк русского зарубежья Виктор Леонидов прочел стихи Осипа Мандельштама и поделился воспоминаниями о том, как Никита Алексеевич рассказывал о рождении замысла своей книги о великом поэте.

Завершая встречу, Виктор Александрович Москвин еще раз сказал об исключительной роли Никиты Алексеевича Струве как в русской истории и культуре, так и в жизни многих из тех, кто пришел в Дом русского зарубежья вспомнить Никиту Алексеевича в день его сороковин.

Представление альбома «Александр Арнштам. Вкус времени. Жизнь. Искусство. Творческие параллели. 1880–1969»



7 июня 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось представление альбома «Александр Арнштам. Вкус времени. Жизнь. Искусство. Творческие параллели. 1880–1969» (М.: Русский путь; Вифсаида, 2015). 

Имя Александра Мартыновича Арнштама (1880–1969), одного из последних мастеров Серебряного века, виртуозного графика и портретиста, блистательного иллюстратора книг, оформителя кинофильмов и театральных постановок, долгие годы было почти неизвестно в России. Москвич, закончивший свою жизнь в Париже, он знал и успех, и признание, и угрозу смерти. Так было и во времена Гражданской, когда он почти полгода провел в тюрьмах ЧК, так было в Германии и Франции, когда у власти находились нацисты.

Возвращение Александра Арнштама в российскую духовную жизнь состоялось уже после триумфального открытия целого созвездия художников эмиграции. Однако проведение выставок и издание его воспоминаний стало настоящим событием в художественной жизни нашей страны.

Значительную роль сыграл в этом сын мастера, также прекрасный иллюстратор книг и создатель киноафиш, Кирилл Александрович Арнштам, ныне, пожалуй, старейший художник русского Парижа. Очень теплые отношения сложились у него с Домом русского зарубежья.

В 2011 году в нашем Доме состоялась выставка А.М.Арнштама, через два года еще одна — «Гармония кисти и слова: художественная династия Арнштамов в книжной графике русского зарубежья», где демонстрировались издания, иллюстрированные не только Александром Мартыновичем, но и его сыновьями — Кириллом и Игорем.

На киностудии «Русский путь» режиссером Александром Гурьяновым был снят фильм «ИЗО брожения Арнштама», с успехом прошедший по телеканалу «Культура».

И вот недавно в нашем издательстве «Русский путь» при содействии компании «Вифсаида» увидел свет большой альбом «Александр Арнштам. Вкус времени. Жизнь. Искусство. Творческие параллели. 1880–1969», на данный момент — наиболее полный свод произведений замечательного художника.

Этот прекрасно полиграфически выполненный фолиант предварили статьи известных питерских искусствоведов М.Л.Магидович и М.Ю.Германа, а также работа блистательного исследователя Андрея Владимировича Толстого «К истории русской художественной эмиграции в Берлине и Париже в ХХ веке (Александр Арнштам и Юрий Анненков)». К великому сожалению, она стала его последней публикацией при жизни. Андрея Толстого не стало спустя несколько дней после появления книги.

7 июня в ДРЗ собрались искусствоведы, исследователи русской эмиграции, друзья Дома, чтобы приветствовать выход альбома. Овацией зал встретил появление Кирилла Александровича Арнштама. Рожденный в 1919 году, этот удивительный человек и сегодня поражает легкостью своей прекрасной речи, юмором и поразительной любовью к жизни. Он специально прилетел из Парижа, чтобы присутствовать на представлении книги.

Вечер открыл директор Дома русского зарубежья В.А.Москвин. Он отметил огромное значение издания альбома и ту роль, которую сыграл в этом событии Кирилл Александрович.

Теплым отношением к Кириллу Арнштаму, наряду с восхищением талантом его отца и благодарностью всем, при чьем содействии вышел альбом, было пронизано буквально каждое выступление.

Ученый секретарь Дома М.А.Васильева говорила о радости встречи с творчеством А.М.Арнштама и радости общения с его сыном. Известный исследователь и библиограф Л.А.Мнухин рассказал о творчестве Александра Мартыновича как мастера книжной иллюстрации и напомнил, что он был художником двух берлинских книг стихов Марины Цветаевой. Заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ М.Ю.Сорокина поделилась мыслями о важности издания альбома для всего русского мира, для тех, кого долгие годы называли эмигрантами. Режиссер фильма «ИЗО брожения Арнштама» А.Ф.Гурьянов также рассказал, каким счастьем было для него прикосновение к этой теме и совместная работа с Кириллом Александровичем. Дизайнер альбома Константин Журавлев вспомнил, с какой радостью он работал над этой книгой и как искал наиболее верное решение оформления, чтобы отразить суть таланта художника.

Последним В.А.Москвин предоставил слово гостю из Парижа. К.А.Арнштам выразил признательность всем, благодаря кому вышла книга, еще раз вспомнил Андрея Владимировичам Толстого. Он размышлял о судьбе русского художника вне России и под бурные овации зала сказал, что надеется встретить вместе со всеми свое приближающееся столетие.

В завершение вечера был показан фильм «ИЗО брожения Арнштама».

Виктор Леонидов

Фестиваль «Красная площадь»



Состоялось открытие книжного фестиваля «Красная площадь», который проходит в центре Москвы с 3 по 6 июня.
В этом году фестиваль приурочен ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, которые отмечаются 6 июня.

Книги издательства «Русский путь» представлены на стенде Дома русского зарубежья им. А.Солженицына. Ждем вас на Красной площади в павильоне №6 (Нон-фикшн)

Время работы: 10:00 до 22:00.


Вход на фестиваль свободный.

www.bookfestival.mibf.info