Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Выпуск 17. Офицерский корпус русской армии: Опыт самопознания / Сост. А.И.Каменев, А.Е.Савинкин, Ю.Т.Белов, И.В.Домнин.

Выпуск 17. Офицерский корпус русской армии: Опыт самопознания / Сост. А.И.Каменев, А.Е.Савинкин, Ю.Т.Белов, И.В.Домнин.

Год выпуска 2000
Число страниц: 640
Иллюстрации: есть
ISBN: 5-85887-076-7
Голосов: 1, Рейтинг: 3.3
Нет в продаже
Оставить отзыв

Описание

Сборник трудов крупных отечественных военных писателей об истории русского офицерства и его выдающихся представителях, о сущности офицерского призвания и служения, проблемах подготовки и применения офицерских кадров, перспективах офицерского корпуса России.

Дополнительно:

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

РУССКОЕ ОФИЦЕРСТВО

А.Редигер, А.Добровольский, В.Муромский. Офицер
Определение. — Возникновение корпуса офицеров в Западной Европе. — Значение офицеров для армии. — Обязанности. — Порядок чинопроизводства — Служба по призванию. — Офицерский корпус России. — Требования М.Драгомирова.

Н.Глиноецкий. Исторический очерк развития офицерских чинов и системы чинопроизводства в русской армии
Значение чинопроизводства. — Градация военных чинов, установленная Петром I при учреждении постоянных войск. — Баллотировка. — Производство за отличие. — Служба в гвардии. — Послепетровские преобразования.

Н.Морозов. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений
Введение. Русская армия эпохи наполеоновских войн. — Наследие екатерининского века. — Вожди нашей армии в наполеоновскую эпоху. — Русская армия эпохи «плац-парада». — Гатчинский отряд. — Реформы Императора Павла I. — Военный режим в первую половину царствования Императора Александра I. — Военный режим после 1814. — Заключение о новой системе. — Выводы.

П.Режепо. Офицерский вопрос в начале ХХ века
Статистика генералов. — Численность. — Возраст. — Служба строевая и нестроевая. — Образование. — Титул. — Религия. — Боевой опыт. — Статистика полковников. — Численность. — Возраст. — Образование. — Боевой опыт. — Командиры частей. — Роль офицеров. — Численность и состав корпуса офицеров. — Уход на нестроевые должности. — Уход в невоенные ведомства с сохранением мундира. — Подготовка к офицерскому званию. — Военные академии. — Заключение.

Е.Месснер, С.Вакар, Ф.Вербицкий и др. Российские офицеры
Предисловие. — Было ли офицерство сословным? — Было ли офицерство кастовым? — Офицерство и режим. — Карьера офицера. — Служба офицера. — Финансовое положение офицера. — Духовный облик офицерства.

ИСКУССТВО КОМАНДОВАНИЯ

А.Апухтин. Командный состав армии
Французский писатель Андре Гавэ о роли офицера-начальника — Командование. — Профессия офицера. — Принципы командования. — Основные качества начальника. — Воинский дух — источник силы армии. — Назначение корпуса офицеров — быть очагом жизнеспособности армии. — Практические приемы командования. — Заключение.

Я.Червинка. Военная карьера у нас и за границею
Офицер должен подняться на высшую точку социального самосознания и доблести. — Развитие патриотизма. — Разница между нашим и заграничным корпусом офицеров. — Корпоративное сближение офицеров. — Неподготовленность к практической жизни молодых офицеров. — Товарищеские начала. — Аттестации. — Способности. — Браки. — Служба военному делу. — Офицеры и общество. — Унтер офицеры. — Воспитание в военных училищах.

Н.Корф. О воспитании воли военачальников
Духовная сторона на войне. — Неумение решать и решаться. — Страх как главная отрицательная эмоция. — Виды страха. — Чувство мощи. — Уверенность в себе. — Чувство соревнования. — Самоуважение и гордость. — Уважение к начальнику. — Требования к военной системе с точки зрения воспитания воли. — Заключительные выводы.

Г.Ладыженский. О командном составе армии и системе его подбора
Идеал военачальника. — Черты военного гения Суворова. — Аттестации. — краткая история духовной и умственной жизни каждого.

Э.Свидзинский. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии
Успех деятельности армии зависит от офицеров. — Стремление к развитию военного искусства, усовершенствованию военного дела. — Изучение последних войн. — Стремление к самообразованию и усиленному труду для общего дела. — Долг и честь. — Военное дело основывается на практических началах. — Корпорация. — Офицерские собрания и суды чести.

М.Драгомиров. Что нужно офицеру в нравственном отношении, чтобы сформировать солдата?
Твердость в основах. — Преданность военному делу. — Забота о подчиненных. — Правильное отношение к приказанию. — Единство взглядов на задачи образования и воспитания. — Законность. — Способность управлять.

А.Деникин. Начальники и подчиненные
Роль личности офицера. — Суворов и Паскевич. — Телесные наказания. — Законность и человечность. — М.Драгомиров. — Мевес. — Забота о подчиненных со стороны Куропаткина.

А.Свечин. Офицеры полка в боевой обстановке
Командир полка. — Чувство ответственности — первая предпосылка успешного командования. — Значение молодости. — Кадровые офицеры. — Прапорщики — Офицеры, произведенные из фельдфебелей и сверхсрочных унтер-офицеров. — Занятия с офицерами.

В.Флуг. Высший командный состав
Взгляд на войну. — Военная энергия. — Характеристика русского высшего командного состава. — Каким должен быть военный вождь. — Воспитание высшего командного состава. — Подбор высшего командного состава. — Лучше иметь мало офицеров, но превосходного качества.

ВОЕННЫЙ РЕНЕССАНС

П.Махров. Современная война и высшее командование
Неподготовленность высшего командного состава как причина поражения в Японской войне. — Случайные люди на высших постах. — Отсутствие инициативы. — Робость. — Авторитет власти, ума, боевого опыта. — Необходимость ценза. — Управление войсками при помощи корпуса офицеров.

А.Розеншильд-Паулин. Строевая армия
Военная служба как профессия. — Офицерское сословие как профессиональная каста. — Отбор в корпуса и училища. — Офицерские занятия. — Курсы. — Все преимущества — строевым офицерам. — Идейность, а не мелочное обучение. — Унтер-офицеры.

Н.Морозов. К вопросу обновления армии
Сила нашей армии не в солдате, а в офицере. — Обратите внимание на офицера. — Подальше от строя. — Содержание подготовки офицера. — Воспитание офицера. — Примат боевой подготовки. — Офицерское дело. — идейное.

А.Куропаткин. Меры по улучшению командного состава армии
Командный состав армии зависит от общего уровня духовных сил нации. — Сделать военный мундир заманчивым. — Отбор лучших. — Армия существует для войны. — Военный мундир только для тех, кто служит в армии. — Материальное положение корпуса офицеров. — Недостатки военной иерархии. — Программа оздоровления.

Е.Мартынов. Назревшие реформы
Особое значение корпуса офицеров для русской армии. — Служба без призвания. — Под постоянной опекой. — Хамство начальников по отношению к подчиненным. — Плачевное состояние офицерского вопроса. — Необходимые реформы.

А.Мариюшкин. По вопросу об офицерских занятиях
Тактические занятия до сих пор носят нудный характер. — В области ратного дела необходимо постоянно учиться. — Храбрость и умение. — Армия — вечный часовой. — Постоянное совершенствование. — Широта знаний. — Военная игра. — Стремление вперед и постоянная готовность.

А.Аничков. Офицерский вопрос в современной армии
Необходимость для армии доблестного офицерского корпуса. — Расширение института подпрапорщиков. — Создание типа офицера — фанатика своего дела. — Воспитание и развитие будущих офицеров.

П.Краснов. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров?
Любовь к своему делу, к военной службе. — Лучшие из лучших должны быть офицерами-воспитателями в училищах. — Чему должен быть научен молодой офицер.

Н.Португалов. Этика офицера
Имя офицера так же высоко, как доктора или священника. — Достоинство. — Знать границу в поведении. — Неприкосновенность. — Отечество должно глубоко любить и уважать своих офицеров, а офицеры должны быть великими мастерами своего дела.

Л.Толстой. Жизненные задачи русского офицера
Всякая борьба должна быть разумной. — Важное значение русского офицерства. — Необходимые офицеру добродетели. — Солдатское воспитание должно быть всей жизнью офицера. — Просвещенный офицер. — Служить благу России через армию.

М.Меньшиков. Офицеры — душа армии
Остановите бегство офицеров из армии! — Система мер. — Пора трезветь. — Ответственный пост офицерства. — Чрезвычайная высота офицерского долга. — Военные и штатские. — Офицер не может быть побежден. — Реформа военной школы. — Укрепление военного духа. — Офицерский корпус. — Офицер-рыцарь, профессионал своего дела. — Война и здравый смысл. — Подбор талантов. — Сбросить гипноз схоластической военной школы.

А.Дрозд-Бонячевский. «Поединок» Куприна с точки зрения строевого офицера
Рознь между нацией и армией. — Отчуждение офицера от общества. — Внепартийность. — «Рекрутчина». — Священный долг офицера. — Ответственность за подчиненных. — Дефекты в офицерской среде. — Особое значение профессии офицера. — Воспитание, обучение, военный режим. — Готовить исключительно людей, проникнутых военными началами. — Отказ от рутины. — Воспитательное значение части. — Апостольство офицера.

М.Галкин. Новый путь современного офицера
Не только учитель, но и воспитатель армии, «подвижник». — Нравственный облик офицера. — По ложному пути. — Миссия офицера: подготовка к войне и воспитание. — Значение военной школы.

А. Дмитревский. Идеал офицера
Быть «рыцарем без страха и упрека». — Развивать чувство долга. — Дух уныния. — Нет заботы о складывающемся мировоззрении. — Симптомы отсутствия идеала офицера. — Не дорожат высотой своего офицерского звания. — Лучше нарушения в форме, чем унижение достоинства офицера. — Необходимость солидарности в среде офицеров. — Только солидарность может создать бойцов. — Бегство офицеров из армии. — Нет веры в высоту офицерской миссии. — Без идеала корпус офицеров недолговечен.

СЛУЖЕНИЕ РОССИИ

А.Сурнин. Роль офицерства в военном воспитании
Воспитание как работа исключительно офицерская. — Нравственное влияние. — Слияние армии с народом. — Новый тип воина-гражданина. — Нужна выдающаяся энергия. — Посредственности не должно быть в офицерской среде. — Способность к подвигу. — Подвижничество. — Напрасно думают, что офицером может быть всякий. — Военный патриотизм.

Л.Комеровский. Лучшие люди
Зарождение офицерства. — Сословный принцип. — От вербовки к повинности. — Кадровая армия и ее гибель. — Белое дело.

А.Круговской. Русский офицер
Верность Родине. — Белая офицерская армия. — Вера офицеров в возрождение России.

Н. Колесников. Война и офицеры
Они были лампадами Духа. — Великое служение Родине. — Безумные люди в тылу. — Расширение революции. — «Долой войну». — Святотатство. — «Вперед, господа офицеры!»

А.Мариюшкин. Трагедия русского офицерства
Значение командного состава для народа и армии. — Сердце армии. — Жертвы войны. — Несправедливость по отношению к русскому офицерству в 1917-1923 гг. — Нетерпимое отношение общества к офицеру. — Мастера ратного дела. — Вне закона: травля офицеров в периоды революций. — За что «плюнули в душу» офицеру? — Самоистребление офицеров в Гражданскую войну. — Судьба офицера. — Победить себя, освободить Родину.

А.Керсновский. Наш будущий офицерский корпус
Офицерский корпус — душа и носитель идеалов армии. — Необходимость отбора. — Поднятие престижа офицера в обществе. — Кадр воспитателей народа. — Гвардия. — Генеральный штаб. — Академия Генерального Штаба — рассадник просвещения армии. — Роль полков в воспитании офицеров. — Унтер-офицеры. — Офицеры запаса.

Е.Месснер. Современные офицеры
Войны современной цивилизации. — Командиры хаоса и их разновидности. — Галопирующая эволюция военного дела. — Консерватизм офицерства. — Техническое воевание. — Иррегулярное воевание. — Регулярное воевание. — Военная техника и офицерское образование. — Дух офицера в материалистическую эпоху. — Этическая база офицерского духа. — Приказ и совесть. — Путь современного офицера.

УРОКИ ИСТОРИИ

Офицер — профессия идейная. А.Каменев
Офицерское призвание, апостольство и подвижничество. — «Велика, почетна и трудна роль офицера». — Патриотизм. — Воспитание в военном духе. — Честь, долг, совесть. — Самолюбие и честолюбие. — Высокая волевая подготовка. — Идейность. — Офицерская корпорация и традиции офицерского корпуса. — Требования к офицерской корпорации. — Единство взглядов по принципиальным вопросам. — Боевые и служебно-бытовые традиции. — Духовное наследие российской армии. — Офицерская тема в отечественной военной литературе.

Грехи и достоинства офицерства в самосознании русской военной эмиграции. И.Домнин
Корпус офицеров в зарубежном рассеянии. — Характеристика. — Утрата социального статуса. — Военная культура Русского Зарубежья. — Стремление к корпоративному единству. — Офицерская разобщенность. — Касты Гвардии и Генштаба в Императорской армии. — Политическая растерянность офицерства в 1917 году. — Офицерский раскол. — Завет единства. — Необходимость военного профессионализма. — Юденич как образец военного профессионала. — Упущения высшего командного состава. — «Военная энергия» и интеллигентность как черты и условия профессионализма. — Офицерская этика. — Возвышенность морали. — Кодекс офицерской этики. — Вывод.

Российское офицерство как служилое сословие. С.Волков
Создание Петром Великим российского офицерства. — Общая характеристика офицерского сословия. — Три периода в истории офицерского корпуса русской регулярной армии. — Количество и социальный состав офицерства. — Дворянский статус офицера. — Офицерский корпус как элита Российской империи. — Семейная традиция. — Офицерство накануне и в ходе Первой мировой войны. — Трагическая судьба и статистика. — Офицерство — ядро Белого движения. — Численность офицеров в Белой и Красной армиях. — Возрождение офицерства на национально-государственных основаниях.

Заветные идеалы русского офицерского корпуса. А.Савинкин
Значение исторической преемственности. — Опора на духовную силу предков. — Предстательство за Россию — отечественность. — Высокое звание и призвание русского офицера. — Образ офицера в творчестве А.С. Пушкина. — А.И. Бибиков. — Полководческие способности офицера. — Победоносность. — «Не сословие, не каста, а корпус слуг России». — Дворянский дух. — Рыцарственное служение — путь чести. — Офицер как подлинный дворянин и рыцарь. — Честь всего дороже. — Пример А.В. Суворова. — Военный орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия. — Храбрость. — Дуэль. — «Быть рыцарем, не имея знаков рыцарского достоинства, — лозунг современного офицера». — Благородство и гуманность. — «За други своя». — Белая гвардия. — С честью носить название Армии. — Помни войну! — Особый военный патриотизм. — Преданность интересам дела. — Воинственность. — Готовность к будущим войнам: взгляды А.В. Суворова, М.Д. Скобелева, Н.Н. Обручева, А.В. Колчака, А.А. Свечина и др. — Учить войска тому, что необходимо на войне. — Гвардейский обычай. — Практическая военная школа. — Духа не угашайте. — Идеальные качества командира. — Бездушная система командования. — Привлекательность службы, воинская вежливость и другие меры решения офицерского вопроса. — Принцип самостоятельности и инициативы частных начальников на войне и в мирное время: пример немцев и уроки К. Войде. — Русский офицер служит не за деньги, но его ратный труд должен достойно вознаграждаться. — Берегите офицера! — «Надежнейшая из ценностей». — Речь А.И. Деникина на офицерском съезде. — Упразднение офицерского корпуса. — Репрессии. — «Души в кандалах». — Восстановление офицерской преемственности и офицерского звания в годы Великой Отечественной войны. — Неусвоенные уроки. — Новая армия старых заветов.

«Духовная дружина» русского офицерства; краткие сведения об авторах работ, представленных в сборнике

Вместо заключения. Кодекс чести российского офицера


ВВЕДЕНИЕ


Россия традиционно держалась Армией и Флотом, которые по праву считались ее самыми надежными союзниками и заступниками. И сегодня Вооруженные Силы по-прежнему являются важнейшим элементом системы национальной безопасности. В XXI веке их мощь будет определяться не только технической оснащенностью, выучкой личного состава, моральным духом войск, но и образованностью, искусством командного состава. Нельзя забывать, что российский офицерский корпус с его традицией служения был и остается душой армии, ядром военной организации, главной государственно-охранительной силой. От патриотизма и профессионализма офицеров в значительной степени зависят судьба Отечества, предотвращение войн и победы, будущее российской вооруженной силы.
Корпус офицеров русской армии является историческим предшественником современного офицерства, родоначальником его важнейших традиций, творцом уникальных нравственных ценностей, доставшихся нам в наследие. Он был вызван к жизни реформами Петра I и сформировался под влиянием духа Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Михаила Скопина-Шуйского, Михаила Воротынского, других князей и воевод, воплотивших в себе лучшие качества русского воинства. Навсегда останутся в памяти потомков славные победы великих полководцев и флотоводцев: Петра Великого, П. Румянцева, А. Суворова, М.Кутузова, Ф.Ушакова, Д.Сенявина, М.Лазарева. Ими, их соратниками и учениками — П.Багратионом, А.Ермоловым, И.Гурко, М.Скобелевым, М.Черняевым, П.Нахимовым, В.Корниловым, С.Макаровым и другими, — создавались регулярная вооруженная сила, самобытная «наука побеждать», утверждались высокие понятия об офицерском звании.
Служение России (отечественность) — путеводная идея русского офицерства. Это служение выходило далеко за рамки военного дела, проявлялось в государственной и общественной сферах, в области науки и культуры. Офицерами были все российские императоры. Погоны носили многие знаменитые поэты и писатели, композиторы и художники. Велик вклад офицеров в развитие географии, геодезии, статистики и других наук.
Вожди армии — выдающиеся офицеры — играли исключительную роль в смутные времена и годины испытаний. «В трудные и опасные минуты исторической жизни общество всегда простирает руки не к ораторам или журналистам, не к педагогам или законникам, а к людям силы, к людям, повелевать умеющим, принуждать дерзающим!» — писал в этой связи выдающийся мыслитель Константин Леонтьев.
Служить русский офицер всегда стремился по призванию. Чувствуя в своей душе священный огонь патриотизма, он проникался «религией войны, поэзией военного дела». Образование он получал не только в стенах кадетских корпусов, училищ и академий, не только из книг черпал военные знания. Подлинной кузницей офицерства с момента своего создания стала лейб-гвардия, при Петре I и его ближайших преемниках непрестанно участвовавшая в боях. Именно из рядов этого отборного войска первоначально комплектовался офицерский корпус. Он закалялся в огне военных кампаний и походах, многочисленных войнах: от Северной до Великой (как называли прежде Первую мировую).
Особенно плодотворной оказалась кавказская школа русской армии, всегда опиравшаяся на суворовские заветы. Через нее в XIX веке прошли тысячи офицеров. Она подняла на новую высоту таких блестящих генералов, как В.Гуляков и И.Лазарев, П.Котляревский и А.Ермолов, Н.Евдокимов и Я.Бакланов, А.Барятинский и Д.Милютин. «Кавказские» традиции возрождаются на рубеже XX и XXI веков, когда России в очередной раз приходится отстаивать свою территориальную целостность, искоренять терроризм и бандитизм на своих южных рубежах.
В XX веке на долю офицерства выпало пережить внутренний раскол, участвовать в Гражданской войне, испытать гонения, эмиграцию, репрессии. Но и в этой трагедии проявилась благородная личность русского офицера, высветились его высокие нравственные качества: готовность к самопожертвованию но имя Родины, любовь к военному делу, работа на будущую российскую армию. Позже, в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., вновь возродились боевые традиции русского офицерства, было восстановлено само звание офицера, упраздненное в 1917 году Это стало мощным стимулом в достижении Великой Победы
Помимо боевых вождей русский офицерский корпус выдвинул целую плеяду вождей идейных, блистательных военных умов. Достаточно вспомнить А.Хатова. П.Пестеля. Д.Милютина, Р.Фадеева, М.Драгомирова, Н.Обручева, Г.Леера, Н.Михневича, Д.Масловского, А.Мышлаевского, А.Геруа, А.Баиова, Е.Мартынова, Н.Головина, А.Незнамова, А.Свечина... Их творчество привело к созданию классической русской военной мысли, капитал которой велик и бесценен, но, к сожалению, все еще недостаточно нами усвоен.
Наследие русского офицерства необходимо изучать по существу, использовать для укрепления духа и решения современных проблем. Недопустимо, когда наши военные классики, идейные вожди, такие, например, как Николай Обручев, Карл Войде, Александр Свечин, в большей степени ценятся за границей, а на Родине их представляют «русскими Клаузевицами» или «русскими Мольтке». Не следует также уподобляться царскому военному министру Ванновскому, который с гордостью сообщал о том, что 35 лет после академической скамьи не держал в руках военной книги».
Военное дело, все более усложняясь, требует не только опыта, но и обширных знаний. Чтобы не отстать, необходима постоянная тренировка ума. Результаты военной реформы сегодня во многом зависят от идейного багажа, уровня подготовки и позиции командных кадров. Немалый интерес в этой связи может вызвать предлагаемый выпуск «Российского военного сборника», посвященный важнейшему вопросу военного строительства — офицерскому.
Проблемы офицерства и старой, и новой армии чрезвычайно созвучны. Через знание, воспитание, заветы и традиции необходимо унаследовать дух и ценности предшествующих поколений, восстановить офицерскую преемственность, вернуть звание офицера на должную высоту Нужно, чтобы служение России в офицерском мундире было делом чести, чтобы офицер знал и чтил свой исторический кодекс чести и, вслед за одним из героев Валентина Пикуля, мог с гордостью говорить: «Я, русский офицер, честь имею!»

Составители


РЕЦЕНЗИИ


Илья Кедров
С надеждой на «военный ренессанс»

НГ-НВО от 20.10.2000 г.

Известный военный историк и публицист русского зарубежья Антон Керсновский писал, что «всякая армия стоит того, чего стоят ее кадры, ее офицерский корпус». И это подтверждает 17-й выпуск «Российского военного сборника». Перед нами — настоящая хрестоматия русской военной классики, в которой собран ценнейший материал о сущности и призвании офицерства, проблемах отбора и подготовки командного состава, воспитании войск и руководстве ими. Своего рода «изюминкой» является помещенный в конце тома «Кодекс чести российского офицера», текст которого реконструирован составителями на основе неписаных правил, служивших императивом поведения командиров «старой армии», начиная с петровских времен.
Книга знакомит читателя с самим понятием «офицер» (статьи из дореволюционных военных энциклопедий), дает картину эволюции офицерского сословия. Оригинальные работы «Исторический очерк развития офицерских чинов и системы чинопроизводства в русской армии» Николая Глиноецкого, «Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений» Николая Морозова, «Офицерский вопрос в начале ХХ века» Петра Режепо, а также краткий очерк «Российские офицеры» группы авторов-эмигрантов характеризуют состояние офицерского корпуса императорской армии накануне Первой мировой войны, пытаясь запечатлеть для потомков его облик.
В представленных статьях раскрывается «искусство командования» как суть офицерской профессии, которая не всем по плечу. Один из известнейших русских военных писателей начала ХХ века генерал Александр Апухтин указывал на три основополагающих качества, которыми должен обладать настоящий офицер: интеллигентность (сумма познаний), сила воли (характер), высоко развитое чувство долга. Апухтин был убежден, что «корпус офицеров — это очаг жизнеспособности армии», но только в том случае, если он деятелен, преисполнен духом инициативы, энергии. «Если же общество офицеров угнетено, если ему мешают думать и работать, то армия теряет свою ценность интеллектуальную и своего двигателя нравственного».
Несомненный интерес представляют размышления и выводы Михаила Драгомирова и Николая Корфа, Антона Деникина и Александра Свечина, других ярких военачальников и одновременно талантливых публицистов.
Деникину принадлежит термин «военный ренессанс», которым он обозначил оживленный период биения мысли и военных преобразований между Русско-японской и Первой мировой войнами. Именно так озаглавлена группа материалов книги, в которых красной нитью проходит требование о необходимости реформирования офицерского корпуса, об устранении факторов, тормозящих его развитие. Характерны сами названия статей этого раздела: «К вопросу обновления армии» Николая Морозова, «Назревшие реформы» Евгения Мартынова, «Меры по улучшению командного состава армии» Алексея Куропаткина. В них, а также в сочинениях таких авторов, как Петр Краснов, Дмитрий Аничков, Александр Дрозд-Бонячевский, Михаил Меньшиков, отражены проблемы ратного труда и нравственного облика офицера, его этики, социальной роли, условий службы, обеспечения, быта. Указаны меры, призванные «остановить бегство офицеров из армии» (как видим, это застарелая российская болезнь).
Чрезвычайно важен раздел «Служение России», полностью составленный из работ русских офицеров-эмигрантов. Здесь в своем роде самые сокровенные, самые выстраданные, зачастую эмоциональные вещи. Чего стоит, например, очерк «Трагедия русского офицерства» Алексея Мариюшкина, повествующий о «страдных этапах», через которые прошли защитники Отечества в 1917–1923 гг.
Одна из самых заветных мыслей изгнанников, которая и сегодня актуальна, — о важности воинского воспитания как главнейшей составляющей офицерской работы. Оно, считал Александр Сурнин, «должно быть залогом возрождения». Офицер, по его мнению, призван быть прежде всего наставником, развивать подчиненных в духовном отношении, смотреть на эту деятельность как на подвижничество. В целом же военная эмиграция, честно признав недостатки и упущения офицерства «старой армии», завещала будущим российским командирам и военачальникам корпоративное единство, военный профессионализм и особую офицерскую этику.
Нельзя не отметить и статьи составителей сборника: «Офицер — профессия идейная» Анатолия Каменева, «Грехи и достоинства офицерства в самосознании русской военной эмиграции» Игоря Домнина, «Заветные идеалы русского офицерского корпуса» Александра Савинкина. Поистине эксклюзивный материал содержится в работе «Российское офицерство как служилое сословие», написанной Сергеем Волковым (автор известного труда «Русский офицерский корпус»), — историко-социологическом анализе основных периодов истории российской армии, где, пожалуй, впервые приводится трагическая статистика гибели офицерства в годы революции и Гражданской войны, приводятся данные, показывающие его раскол на красных и белых.
Представленная книга как воздух необходима в военных училищах и академиях, в штабах всех уровней и войсковых частях, в полковых и ротных библиотеках, т.е. там, где формируется офицер, где он проходит профессиональное становление и руководит подчиненными.
Держа в руках недавно вышедший из печати сборник, невольно задаешься вопросом: почему же в наших военных вузах по-прежнему отсутствуют спецкурсы, отражающие историю, традиции, национальные особенности российского офицерства... Ведь это основа основ формирования сознания тех, кто избрал своей профессией защиту Родины. Почему до сих пор остается в загоне «государственное дело военного книгоиздания»? Почему, например, прекрасные книги «Российского военного сборника», составляющие уже целую библиотеку военной классики, до сих пор выходят тиражом 2-3 тыс. экз. и в основном по частному почину горстки подвижников? Из новой и новейшей российской истории хорошо известно: невнимание к вопросам военной культуры, укреплению духа войск, нежелание «ассигновать на душу армии» заканчиваются поражениями и катастрофами.